Нынче ветрено и волны с перехлестом. Скоро осень, все изменится в округе. Смена красок этих трогательней, Постум, чем наряда перемена у подруги.Конечно же, это прозвучит банально. Но в данной ситуации невозможно удержаться от соблазна повторить набившую оскомину фразу о том, что квартиры похожи на людей, имеют свое лицо и характер. Одни любят порисоваться, могут быть эпатажны, респектабельны, могут упиваться чувством собственного достоинства или с трогательной наивностью захлебываться в волнах переполняющей их роскоши. В других отсутствует элемент «выставочности», они созданы и существуют «для себя». Квартиру площадью около 110 квадратных метров маленькой не назовешь, но поразительное ощущение домашнего уюта не покидает ни в одной из ее комнат. Интерьер обладает ненавязчивой аурой какого-то давнего-предавнего времени, о котором принято говорить как о «золотом». Но ощущение это, если и срежиссировано, то не демонстративно, тактично. И ни на секунду не позволяет забыть, что на самом деле интерьер не позаимствован из прошлого — он современен. Такой проект представил архитектор Кирилл Рябкин заказчикам, приобретшим бывшую коммуналку вблизи Садового кольца и обратившимся именно к нему с предложением взяться за ее реконструкцию. Реконструкция началась с перепланировки, сноса перегородок и увязки проекта со стояками и несущими стенами. Принципиальным для архитектора стало решение выстроить интерьер в соответствии с классическими принципами. И подчеркнуть это декоративно, но только в тех пределах, когда «древнее» не только гармонично сочетается с современным, но и само по себе выглядит новым. То есть хорошо забытым старым. Кульминацией всей архитектурно-декоративной композиции, акцентом пространственной структуры стал пилон в географическом центре квартиры. Одетый в «камень», он заставляет вспомнить о тектоничных образах романской архитектуры. «Монументальное» сооружение притягивает взгляд нестандартной пластикой формы в ортогональном интерьере и ее гармоничным сочетанием с текстурой поверхности. Но не только это оказывается отличительной особенностью пилона. Обращает на себя внимание его белый козырек с волнистыми краями и спрятанными в толще светильниками. Подобная планировка была принята в античных домах — внутренний дворик объединял все помещения. Сравнивая проекты времен Диоклетиана с проектом Кирилла Рябкина, можно обнаружить множество различий. Но он и не ставил перед собой задачу буквально воспроизвести планировку античного дома, здесь есть только намек на прототип. Лаконичное убранство гостиной вполне соответствует античным представлениям о декоре частного интерьера. Главной достопримечательностью здесь является пилон. Столовая со столом, накрытым голубой скатертью, и потолочными светильниками в голубом стекле соединена с гостиной и кухней широкими дверными проемами. Воспользовавшись этими деталями, архитектор демонстративно увеличил размеры колонн и там, где не было балок, сделал декоративные. Таким образом создана иллюзия, что в основе всей конструкции лежит стоечно-балочный принцип классической архитектуры. Проход из столовой на кухню обрамлен еще и деревянными псевдотектоничными конструкциями (две этажерки под посуду и лежащая на них панель с точечными светильниками), играющими роль границы между зонами. Кухонная обстановка вполне современна, рациональна, и с темой «ретро» кухню не объединяет почти ничего. Разве что общее цвето-тоновое решение и керамический гранит на стенах и на полу, орнаментированный под римскую мозаику. Те же самые слова можно сказать и о кабинете. Вырванный из архитектурно-декоративной ситуации, он вряд ли оказался бы узнаваемым. А вот спальня и ванная комната имеют свое лицо, адекватно воспринимаемое в общем контексте. Оба эти помещения интимной зоны квартиры выведены за пределы активно эксплуатируемой территории. От продолговатого холла их отделяет стена сложной конфигурации. Со стороны холла она таковой не выглядит, поскольку образовавшиеся ниши заняты шкафами-купе и стеллажами.В спальне нарушение ортогональности стен уже совершенно очевидно и вносит элемент авангардности в классическую сетку планировки. Кровать и прикроватные тумбочки сориентированы относительно «кривой» стены. Не нужно обладать особой проницательностью, чтобы заметить, что в комнате разыграна морская тема. Двухуровневый потолок с точечными светильниками перекатывается волной от стены к стене. Дверцы платяных шкафов выдержаны в стиле судовой мебели, и антресоли двух из них увенчаны псевдоиллюминаторами. В таком окружении прикроватные тумбочки смотрятся подобиями крепких судовых сундуков, где хранят морские карты и сокровища, а широкое кресло с красной обивкой — любимой мебелью капитана. Но самыми откровенными деталями, исключающими какое-либо иное прочтение интерьера, стали, конечно же, «штурвал» в изголовье кровати и рисунки кораблей на диванных подушках. Несложно заметить, что «морская» тема сыграна в ритме «ретро» и гармонично увязывается с общим декоративным решением квартиры. Покидая эту квартиру, невольно оглядываешься на кованую скамеечку «из осеннего парка», струящиеся поверху волны разных уровней потолка, светильники в плафонах синего стекла. И в памяти всплывает ассоциативный ряд: тихая гавань, провинциальная тишь, умиротворение и покой.Иосиф Бродский, «Письма римскому другу», «Из Марциала».