Архитектор:
Алексей Долгов«Предстоящая работа поначалу показалась совершенно неинтересной: маленькая площадь, стандартная планировка. Но заказчик объявил, что условия, которые принято создавать для постоянного проживания семьи в загородном доме, его совершенно не интересуют. Интерьер должен стать чем-то вроде студии для отдыха, куда он и его друзья могли бы приезжать время от времени. Поэтому «как положено» делать не надо, напротив: «Главное — максимум пространства, света и оригинальности». И это нас заинтересовало».
Стереотип загородного дома — это уединенный мир, за стенами которого сокрыта теплая стабильная семейственность, уютная «домашность». Архитектурный «сценарий» этого дома выглядит непривычно — дом для уик-энда в дружеской компании. Во времена итальянского Ренессанса загородные дома делились на две категории. Первые назывались villa rustica, отличались внушительными размерами и полным соблюдением условий для постоянного проживания и ведения натурального хозяйства. Дома второго типа назывались villa suburbana. Их роль была иной. В небольших изысканных апартаментах утомленные городской суетой аристократы предавались в конце дня откровенному сибаритству (поначалу в них даже отсутствовали спальни), или устраивали камерные «собрания». Практически все современные загородные дома ведут родословную от villa rustica. Трехъярусная квартира в подмосковном коттеджном поселке, перестроенная архитектором, являет собой редкий пример традиции villa suburbana. От первоначальной планировки двухэтажного жилья (так называемого town-house), занимающего четверть дома, практически ничего не сохранилось. Ключом к решению интерьера стало создание двухсветного пространства, для чего пришлось удалить часть перекрытия между первым и вторым этажами. Потолок второго этажа решили разобрать, благодаря чему появился третий, мансардный этаж с небольшим кабинетом. «Энергетический» и композиционный центр дома — «воздушная» лестница, пронизывающая интерьеры первого и второго этажей. Очертания верхнего яруса как бы зеркально повторяют проем первого яруса, так что вся конструкция просматривается как снизу, так и с мансардного этажа и кажется неправдоподобно прозрачной и невесомой. Графичная элегантность лестничного пространства напоминает конструктивистскую композицию: например, динамичные построения Эля Лисицкого. Несмотря на «изъятия», площадь после реконструкции даже увеличилась (104 м2 вместо прежних 90). Но главное в другом. Сама «организация» интерьеров каждого этажа такова, что границы между зонами условны, лишь обозначены, и это отсутствие видимых границ создает впечатление целостности пространства. Там, где раньше были тесный входной тамбур и лестница, — теперь просторный холл со встроенными шкафами. Лестница выполняет роль границы между гостиной и смежной кухней-столовой. Обстановка подобрана и расставлена предельно рационально, нет ни одной лишней детали. В зоне первого яруса собрано все, что соответствует самым современным представлениям о бытовом комфорте (конечно, с поправкой на образ жизни владельца). Кухонный блок, например, включает «джентльменский набор», необходимый порядочному холостяку. Кажущийся внушительным, камин на самом деле занимает совсем крохотный уголок. И скромные размеры гостиной совсем не заметны. Должный уровень комфортности обеспечивает на всех трех ярусах система «умный дом», укромно размещенная за выдвижной стенкой в гостиной. Классическое аскетичное сочетание черного и белого (обивка мебели) дополняется матовым и блестящим металлом (лестничные конструкции, светильники). Такое резкое цветовое звучание смягчают светлая паркетная доска из клена и кремовые стены. Сильный эмоциональный аккорд — алые чехлы из алькантары на мягкой мебели, как «Красная мебель» Фалька. Конструкция лестницы ассоциируется с оснасткой яхты. Этой «корабельной» теме вторят оформление окон, «воздушные» очертания светильников над плитой. Образ завершается декоративным решением второго яруса: дугообразно выгнутая стена, облицованная кленом, и ступени, ведущие в мансарду, — все это напоминает корпус корабля. Над ним таинственно мерцает «звездное небо». Меж тем вся эта композиция воспринимается так, будто компоненты, ее составляющие, объединены легко и органично, словно «играючи». Несущие элементы не воспринимаются как таковые. Так, дугообразная стена-перегородка из бетона, поддерживающая третий ярус, обшита светлым деревом. На первом этаже она опирается на скромную металлическую колонну, отделанную камнем. Ряд из четырех настенных светильников моделирует перспективу пространства: она уходит в затененную зону — под потолком третьего яруса. Лаконичный третий ярус, строгая нейтральность деталей гармонируют с миниатюрным садом, который занимает свою нишу — в «мертвой» зоне, под скошенным потолком. Это визуально расширяет небольшой кабинет. Светильники, прикрепленные к косоурам, компенсируют отсутствие верхнего освещения. Несмотря на то что уик-энд — понятие, вполне определенное для каждого, этот «дом для уик-энда» открывает множество вариантов досужего времяпрепровождения. Грамотный архитектурный сценарий способен удовлетворить самым невероятным условиям заказчика.