Люди, несмотря ни на какие поговорки, продолжают вести бесконечные споры о вкусах и стилях. Но только время способно превратить некогда новаторский или экстравагантный стиль в классический, общепризнанный. Именно классика, своим авторитетом, примиряет самых ярых спорщиков, сообщает умам согласие, а сердцам — покой и умиротворённость. В данном случае мы говорим о вкусе, самым непосредственным образом связанном с нашей повседневной жизнью. А именно, о вкусе архитектурном. Под классическим же стилем подразумеваются не цитаты из древнегреческих и римских образцов, а любой стиль, прошедший трудную проверку временем и ставший общепризнанным образцом в глазах образованного и не очень общества. Говорим же мы иногда, к примеру: «Вот это — типичный образец классического модерна». Квартира, о которой пойдёт речь, расположена в элитном, построенном два года назад доме, архитектуру которого классической никак не назовёшь. Скорее это современная — тяжеловатая и неуклюжая — московская эклектика. Зачастую вычурная и излишне помпезная, но в функциональном отношении вполне приемлемая. Хотя, опять же, кому-то такая архитектура нравится, а посему оставим в стороне откровенно ироничные взгляды и снобистские ухмылки. Отделка и ремонт Но мы не о доме, а об одной квартире в нём. К тому же не переделанной, как это обычно бывает, из уже существующей, а спроектированной ещё на этапе строительства дома силами московской фирмы «РЕНОВА». Задача перед архитекторами Виталием Болдиновым и Алексеем Ершовым стояла, на первый взгляд, не очень сложная: превратить пустое прямоугольное помещение, где изначально, кроме вентиляционного короба и труб коммуникаций, ничего не было, в удобное жилище для семейной пары. Да чтобы оно получилось не просто функциональным и качественным, но и уютным, приятным сердцу, уму и глазу. Классическим — но с изрядной долей современности. Спокойным по планировке и цвету — но не закостенелым. Строгим — но с изюминкой. Заметим, что заказчики обратились в фирму «РЕНОВА» не вслепую—у них имелся наш журнал с публикацией одного из готовых интерьеров, выполненных её специалистами. «Нам понравилось, — сказали заказчики. — Сделайте, пожалуйста, что-то подобное и для нас». Теперь о трудностях (куда ж без них!), возникших в процессе проектирования. Сложнее всего, как нам кажется, было найти ту самую изюминку, которая превращает очень качественную, но, в общем-то, заурядную работу в произведение, претендующее на художественность. Другая трудность, более, так сказать, зримая, проистекала из того, что вся квартира ориентирована окнами на одну, не солнечную сторону, а расстояние от входной двери до самой дальней стены недостаточно велико, чтобы удалось «поиграть» зонами и объёмами. С обеими проблемами архитектор справился, на наш взгляд, мастерски. Он отыскал даже не одну, а несколько изюминок и в конечном итоге удачно обыграл заданную глубину пространства, изменить которую был не в силах. Первая изюминка — пересечение оси прихожей с осью жилой зоны и кухни не под прямым углом. Отклонение от перпендикуляра (на 30°) обозначено сквозной перегородкой, отделяющей прихожую от гостиной. Гипсокартонные пилоны не только разграничивают зоны и играют декоративную роль, они ещё служат своего рода направляющими. В результате вошедший не вторгается сразу в гостиную, а вынужден сначала сделать небольшой поворот. Таким образом, расстояние от входной двери до дальней стены как будто увеличивается. Сама жилая зона, состоящая из гостиной и спальни, вытянута вдоль окон и балкона. На эту же ось «нанизана» кухня-столовая. Когда мы попадаем из прихожей в гостиную и начинаем осматриваться, нас ожидает вторая изюминка. Вентиляционный короб, расположенный практически в центре квартиры, слегка надстроен (с помощью всё того же гипсокартона). Торцевую сторону получившейся короткой перегородки немного скосили. Результат-углубление перспективы кухни-столовой. То есть обеденная зона (со столом и стульями) кажется гораздо более длинной, чем на самом деле. Кто-то скажет, что это обман, и будет прав: искусство — всегда обман. Пространственная игра подчёркивается тёмными полосками керамогранита на полу кухни-столовой, а также светильником, расположенным на торцевой стене, в воображаемой точке схождения линий перспективы. Кухня-столовая достаточно отчётливо отделена от гостиной. Во-первых, с помощью стойки бара, возведённой из кирпича, оштукатуренной и покрытой современным искусственным полимерным материалом под названием кориан (corian), который напоминает красиво отполированный камень. Во-вторых, с помощью короткой перегородки (это, как мы знаем, слегка расширенный вентиляционный короб). Наконец, в-третьих, пол кухни-столовой приподнят относительно пола гостиной на 1 3 см. Кстати, прихожая тоже вознесена на подиум высотой 9 см, и плитки керамогранита уложены в ней так, что подчёркивают упоминавшееся ранее тридцатиградусное отклонение от перпендикуляра. Четыре «лишних» сантиметра высоты подиума кухни-столовой заняты вмонтированными в ступеньку светильниками. Они делают границу между двумя разнофункциональными зонами ещё более зримой. Итак, пространство и разделено — и сохраняет целостность. Этот приём используется сегодня настолько часто, что оригинальным его не назовёшь. Но он лишний раз подтверждает, что обращение к проверенной временем классике никогда не подведёт. То же можно сказать о цветовом решении гостиной. Достаточно традиционное сочетание голубовато-серого (стены) и бордового (диваны) подчёркивается тёплым тоном пола и холодноватым — штор. А прозрачные стеклянные шкафы дают понять, что классика эта — не застывшая, а живая и современная. В отличие от гостиной и кухни-столовой, спальня-комната сугубо частная. Она отделена от общего пространства довольно мощной перегородкой. Здесь же оборудована просторная гардеробная с раздвижными дверями. В гостиной и спальне уложен штучный паркет из афромозии (одна из пород красного дерева). Под ним — два слоя водостойкой фанеры, которая, в свою очередь, укреплена на регулируемых «шведских» лагах. Относительно первоначальной отметки полы в квартире поднялись на 20 см. А в прихожей (затем и на кухне) их сделали ещё выше, потому что под ними требовалось проложить коммуникации гостевого санузла. Это была единственная серьёзная техническая проблема, которая возникла в процессе строительства. Решили её, как видите, вполне успешно. Ещё несколько сантиметров высоты помещений «съели» подвесные потолки из гипсокартона, в которые встроены светильники. Тем не менее, ощущения давящих потолков не возникает, поскольку отсчёт ведётся от достаточно большой исходной высоты—3,5 м. Но вернёмся к спальне. На первый взгляд, в ней нет ничего особенного — просто очень добротные материалы, очень качественно выполненные работы плюс хороший итальянский спальный гарнитур. Но это только на первый взгляд. Потому что своя изюминка есть и здесь. А именно — оригинальная стеклянно-зеркальная конструкция. В перегородку, отделяющую спальню от остальной квартиры, встроена витрина с точечной подсветкой, придающая комнате нарядную лёгкость. Добавьте к этому художественную выкраску итальянской фирмы OIKOS, а также тщательно подобранные обои и шторы — и вот вам великолепное ощущение покоя и комфорта. Стекла, кстати, в квартире вообще очень много. Оно присутствует в интерьере и в виде разнообразных полочек, и в насквозь прозрачных шкафах гостиной, и, как мы уже говорили, в конструкции перегородки между спальной комнатой и гостиной. Почему именно стекло? По мнению архитектора, оно ассоциируется с такими природными стихиями, как воздух и вода. А они, в сочетании со стихией земли (керамогранит в прихожей и кухне-столовой) и стихией огня (цвет диванов в гостиной, некоторые оттенки окраски стен и перегородок), дают сочетание всех четырёх природных стихий. При этом в спальной комнате (за счёт стекла, зеркал, штор и общей цветовой гаммы) много воздуха и воды, а, например, в гостиной преобладает активный по своей природе огонь. И это правильно, поскольку и функционально гостиная и кухня-столовая предназначены для более активных жизненных проявлений (шумных застолий, общения с друзьями и т. д.). В квартире два санузла, гостевой и основной, и расположены они друг против друга. Но если в гостевом (площадью 2,1 м2), кроме унитаза и раковины, ничего уже не поместилось, то в основном (10,7 м2) установлены и ванна итальянской фирмы TEUCO (гидромассаж, режим парной, радио и многое другое), и стиральная машина, и всё, что необходимо для современного комфортного санузла (унитаз, биде, раковина, полочки и шкафчики, электрический полотенцесушитель и др.). Полы, разумеется, тёплые. Как и стены, они облицованы керамической мозаикой. Потолок здесь, как и на кухне, натяжной, от французской фирмы CARRE NUARE. Разумеется, вся мебель подобрана для квартиры тщательно, со вкусом и любовью. То же касается штор, картин и рам для картин — художественным насыщением уже готового интерьера занимались специалисты фирмы «ВИТА СТИЛЬ». В целом же весь процесс создания этого жилья—от первого появления заказчиков в офисе фирмы «РЕНОВА» до сдачи квартиры под ключ — длился год и три месяца. Долго, но не по вине фирмы. Сам заказчик не очень спешил и позволил себе утрясать проект во всех мелочах. Однажды подвели смежники, которые не смогли вовремя доставить в ванную необходимую мозаику… Да что теперь вспоминать? Главное—все довольны, и никому не стыдно за прекрасно выполненную работу.