Под знаком бесконечности,
Salon-Interior, 2003
Архитектор: Евгений Чурканов
Нам хотелось в центре Москвы создать уголок, в котором человек мог бы возвратиться к природным истокам. Никаких углов. Только природные материалы и натуральные цвета. Архитектурное решение было подсказано проектируемым пространством. Внутри квадрата — разомкнутые волнообразные линии как идея бесконечного движения волн.
Древние греки считали, что красиво то, что соразмерно. Правильные геометрические формы символизировали совершенство миропорядка, духовное и физическое здоровье человека. Гармония замыкающих и размыкающих пространство линий рождала мысль, идею. Например, о бесконечной текучести и призрачности жизни. Эстетические принципы организации пространства нашли свое отражение в интерьере, рожденном в буквальном смысле под знаком бесконечности. Этот знак в проекции (см. план) образуют две симметрично расположенные ниши, отделяющие зону гостиной от спальни. В античной культуре понятие бесконечности — infinitum — означало неопределенность, тайну. Открытое пространство гостиной, сужаясь в «знаковой» области, перетекает через создающую глубину анфиладу в не предназначенную для обозрения зону спальни, кокетливо спрятанную за полупрозрачное стекло. Сатинат, из которого изготовлены двери спальни, не оставляет отпечатков пальцев, что, согласитесь, немаловажно и с точки зрения практичности, и с точки зрения предусмотрительности. Стеклу в этом интерьере отведена особая роль. Оно призвано придать жилищу легкость, воздушность, хрупкость и иллюзорность. Скрепы, гвозди, с помощью которых древние греки при строительстве корабля прилаживали одну деталь к другой, назывались «гармонией». В разных ипостасях — как декор или элемент мебели — «гармонией» этого изящного интерьера является все то же мифическое стекло. Зона кухни-столовой отделена от холла витражом. Основа витража — устремленные ввысь металлические оси, пронизывающие пространство от пола до потолка. Конструкция витража напоминает складную ширму. Прямое назначение ширмы — скрыть что-то личное от посторонних глаз — смягчено прозрачностью фактурного стекла, по которому разлиты цветные краски, и вертикальными полосками «живого» пространства между мнимыми створками. Холодный металл выражает идею силы, стремительности. Полукруглая барная стойка, продолжающая в проекции изгиб витража (это видно на плане), имеет ножки в виде натянутых металлических струн, закрепленных в квадрате грифа. Заданное знаком бесконечности движение линий причудливым образом определяет и музыкальную гармонию интерьера — арпеджио: струнные инструменты издают волнообразные (к тому же волнующие) звуки! Как тут не вспомнить древнегреческую лиру. Геометричность форм мебели и ее расстановка подчинены единому закону, продиктованному имеющимся изначально пространством и идеей «бесконечного движения волн». Вернемся в спальню. Кубические стеклянные плафоны ночников, металлические параллельные прямые под ними, симметричность расположения, женственные изгибы форм белой деревянной кровати — все это рефрен лирической мелодии. Над кроватью «кружат» потолочные «светлячки», создавая игру света и тени. «Кто свеча, кто мотылек?» Линии металлических оснований мягкой мебели в гостиной, тонкие направляющие для точечных светильников, как штрихи карандашного эскиза, повторяют пластическую фигурность архитектурного решения. Природные материалы (мрамор, стекло, металл, дерево, кожа) приобретают мягкое, лирическое звучание благодаря строгому изяществу форм и нежным акварельным цветам. Отделка стен выполнена декоративной штукатуркой, имеющей грубую рваную основу и перламутровую поверхность. Образцом для подражания при создании такого рода отделки послужил естественный материал — ракушечник. Греки признавали право на совершенство творения только за природой. Чтобы приобщиться к прекрасному, человек должен был учиться у нее и подражать ей. Песочный цвет стен гостиной и нежно-зеленый спальни вызывают чувство умиротворенности, погруженности в природную среду. Эстетика древних строилась на чувственном восприятии прекрасного. Древнегреческая философия предлагает семь значений слова «красота»: пластическая фигурность, символ, закон, природа, свет, любовь и жизнь — жизнь, вечная в своей переменчивости. В новой работе архитекторов Евгения Чурканова и Алексея Долгова можно обнаружить все семь смыслов. (Под словом «любовь» подразумевается то, что сами греки характеризовали как эстетическое чувство, любование).
img
img
img
img
img
img
img
img
img
img
img
img
img
img
img
img
Хотите изменить планировку дома или заказать индивидуальный проект?
Мы построим дом вашей мечты
Оставьте заявку на изменение планировки