В странах с высоким жизненным уровнем, характеризуя дом или квартиру, называют количество спален. У нас для этих же целей издавна в ходу две характеристики: площадь общая и площадь жилая. Размеры жилой площади считались в советское время особенно важной характеристикой. В частности, они были определяющими при начислении коммунальных услуг. Поэтому в типовых планировках времён развитого социализма нередко встречаются комнаты с «аппендиксом» — прирезанной к ним частью коридора. Конечно, эти лишние полметра – метр оставались совершенно нефункциональными. Но ведь надо было мыслить в государственном масштабе! Для ответственного квартиросъёмщика несколько копеек квартплаты необременительны — а сколько их набиралось ежемесячно в доме, в районе, в городе? Потом пришло другое время, и граждане оценили прелесть просторных холлов, кладовых и санузлов. Но по-прежнему существуют типовые дома. Их проектируют, строят, в них покупают квартиры. А в некоторых случаях приглашают архитекторов, чтобы сделать стандартное жильё не только комфортабельным, но и неординарным. Перепланировки в типовых квартирах часто связаны с увеличением площади жилых комнат за счёт нефункциональных коридоров (которых много, например, в домах серии КОПЭ). Цель совершенно понятная. А вот взглянув на план перепланировки этой квартиры, впору удивиться: в доме серии П44 площадь коридора увеличена за счёт двух комнат. Комнаты из-за этого потеряли свою прямоугольную форму, в них образовались ниши… Неужели «отрыжка социализма»? Не все, но многие вопросы снимаются, когда видишь квартиру воочию. Какой там коридор! Роскошный холл, преисполненный экзотическими мотивами, сразу погружает входящего в какую-то особую атмосферу. И когда, придя в себя, вспоминаешь, что ты находишься в панельной «типовушке», впору вслед за Константином Сергеевичем Станиславским крикнуть: «Не верю!» Задача — минимум решена: любой человек сразу от входной двери может оценить тонкий вкус хозяев квартиры и создавших её интерьер архитекторов. Но на самом деле замысел создателей был гораздо глубже и не ограничивался декоративными приёмами…
Что такое обычный коридор? Унылое транзитное пространство, которое мы по необходимости пересекаем, не задерживаясь. А здесь он обрёл невиданное ранее значение. Почему это пространство теперь уместнее назвать холлом? Не потому, что его площадь увеличилась по сравнению с исходной. Геометрические размеры бывшего коридора по-прежнему малы — перенесена лишь торцевая стена, а ширина осталась прежней. Но масштаб пространства изменился разительно! Уходящие в перспективу зеленоватые деревянные балки и прямоугольные углубления потолка создают противоречивое ощущение монументальности — и одновременно уюта. Но, освоившись в помещении, понимаешь, что монументальность кажущаяся—здесь все сомасштабно человеку. Вас охватывает блаженство спокойной созерцательности, и торопиться по своим делам из комнаты на кухню уже не хочется—хочется замедлить шаг и чуть подольше побыть в этой особой атмосфере. Круглое «окно» с подсветкой в торцевой гипсокартонной стене гипнотически притягивает к себе взор. Значительность — вот слово, которое лучше всего позволяет охарактеризовать детали холла. Несмотря на то, что у нас над головой не небо, а три оригинальных светильника, почему-то возникает чувство, что находишься во внутреннем дворике какого-нибудь традиционного жилища. Какого? Стилисты-ортодоксы покачают головой: здесь можно найти и японские (столбы-колонны), и китайские (ложное окно), и даже африканские (узоры на кушетке) ассоциации. А общая композиция заставляет вспомнить всё-таки восточные здания с двориком, окружённым внутренними галереями, кровли которых опираются на деревянные колонны. Но так ли важно стилистическое единообразие? Эстетику холла можно описать как взгляд из Европы в сторону Востока. Все детали загадочным образом сливаются в единый образ, единое состояние покоя или медитации. Кто сказал, что отдыхать можно только у телевизора? Таким образом, усилиями дизайнеров бывшее ординарное помещение приобрело совершенно иной характер. Это и витрина квартиры, от порога раскрывающая гостю её главную изюминку. И её сердце, смысловой центр, имеющий особое отношение к живущим здесь, — своего рода генератор уюта. Меж тем выгородить для холла даже небольшое дополнительное пространство было весьма проблематично. Практически все внутренние стены в такой квартире — несущие. По большому счёту, подобная перепланировка в панельном П44 невозможна… В данном конкретном случае помогало то, что эта квартира расположена в относительно невысоком, в отличие от большинства домов этой серии, десятиэтажном доме. Над ней расположено не так уж много этажей, и нагрузка на несущие стены и перекрытия не особенно велика. Тем не менее пришлось проделать серьёзные инженерные расчёты, чтобы перепланировка не отразилась на прочности конструкции дома. Специалистам из проектного института МНИИТЭП надо было изощряться и придумывать весьма сложные ходы, чтобы удалось воплотить задуманное архитекторами «РЕНОВЫ» решение. Так, зелёные колонны, определяющие стилистику холла, — вовсе не декоративные, как может показаться на первый взгляд. Внутри них — довольно серьёзное усиление. Два металлических швеллера сварены между собой так, что образуют прямоугольную в плане пустотелую коробку-опору, которая в свою очередь заключена в декоративную офанерованную и тонированную оболочку. Ближняя к входным дверям пара колонн выполняет функцию ликвидированного выступа несущей стены напротив входа, дальняя — существовавшей прежде части межкомнатной стены. Те зелёные балки, которые мы видим, — чистая декорация. А металлические балки, на самом деле поддерживаемые колоннами, скрыты под гипсокартонным потолком. Именно на них опираются частично лишённые прежней опоры панели перекрытия. Вся эта сложная работа была проделана, чтобы бывшие второсортные «квадратные метры общей площади» стали подлинной жемчужиной квартиры. Оправданы ли вложенные усилия? В общем случае — наверное, нет: столь серьёзная перепланировка в панельном доме нерациональна. В данном конкретном случае -безусловно, да. Семья, состоящая из супружеской пары и пожилого родителя одного из супругов, хотела жить именно в этом районе, рядом с чудесным парком. В районе, в котором современного монолитного домостроения практически не велось. В момент покупки квартиры был выбран лучший вариант из возможных. А уж архитекторы выжали из сложившейся ситуации всё возможное. При очевидной неконкретности понятия «средний класс» применительно к российским условиям есть некие заведомо присущие этой социальной прослойке возможности. В частности, представители среднего класса могут выбирать, где им жить, и имеют возможность наделять свою квартиру «лица необщим выраженьем». В данном случае обе задачи были решены, хотя в какой-то мере изначально противоречили друг другу. Несмотря на небольшую площадь квартиры и особенности панельного дома, итогом творческого процесса стало эксклюзивное, вполне респектабельное жильё. Холл сделался развитой зоной «рецепции», которая является неотъемлемой частью буржуазного жилого пространства на Западе, но лишь начинает обретать права гражданства у нас. А что же с жилыми помещениями? Не стали ли урезанные комнаты тесными и некомфортными? Нет, архитекторы позаботились и о них. Ниши, образовавшиеся после того как холл «отхватил» по углу у каждой из комнат, вполне освоены и востребованы. В гостиной ниша целиком занята гардеробной, так что комната, уменьшившись в размере, вновь обрела прямоугольную форму. В спальне здесь уместились несколько предметов мебели, которые теперь не бросаются в глаза. Возникает ощущение, что кроме кровати и прикроватных тумбочек в помещении больше ничего нет. Стала возможной эдакая ненавязчивая ассоциация с минимализмом восточного жилища, дополняемая прямыми цитатами — иероглифами на покрывале и занавесками, материал которых напоминает рисовую бумагу. Гостиная — многофункциональная комната, способная при необходимости трансформироваться в гостевую спальню. А что насчёт использования по прямому назначению? Почувствуют ли гости, что пришли в полноценную гостиную? Ведь размеры-то помещения малы. «Размер — ничто, зрительное впечатление — все!» — вот девиз, подходящий для настоящего архитектора. Обратите внимание на потолок. Массивный центральный выступ придаёт комнате определённую солидность. Впечатление поддерживается стрелками гипертрофированных часов на стене и отнюдь не миниатюрной мягкой мебелью. Но впечатление (в отличие от размеров) — вещь эфемерная, и одним движением руки впечатление от комнаты можно изменить. Движением руки, нажимающей на выключатель… Разные варианты освещения заставляют потолок выглядеть совершенно по-разному. И от этого меняется восприятие всей комнаты. Удивительно, но факт: вечером, при определённом свете, выступающий прямоугольник почти не прочитывается, и потолок кажется гораздо более плоским. Комната сразу же теряет изрядную долю своей парадности и превращается в весьма камерное помещение. Тут уж начинает «играть» пёстрый паркет пола и детали с едва уловимым ароматом Востока: лаконичных форм мебель, сухое растение в плетёной бутыли и дверь гардеробной, напоминающая дверь в традиционное восточное жилище.
Комната пожилого члена семьи — наиболее традиционная. Бумажные обои, мебель в стиле, который можно условно назвать «ретрокантри», — в общем, всё то, что соответствует вкусам живущего здесь человека.
Ну а кухня должна устраивать всех. Она современна и удобна. Стол — стойка экономит пространство и вместе с тем даёт возможность одновременно позавтракать или поужинать обитателям квартиры. Удобные полки для разных мелочей по стенам, геометрические формы кухонного гарнитура и вторящие им линии на полу — все настраивает на деловой лад и хорошее настроение с утра. А за вечерним чаем можно посмотреть телевизор… Конечно, здесь нет большого круглого стола, чтобы собраться за ним с друзьями, — помещение не позволяет его разместить. Да к тому же кухня — это кухня и ничего больше. Роль помещения особого назначения, несущего на себе дополнительную смысловую нагрузку и выполняющего коммуникативные функции, играет холл. Он — настоящее лицо квартиры, площадь особого назначения. Необычное пространство, которое потом будет вспоминаться гостям и в котором так комфортно ощущают себя хозяева.